Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами!
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Закон, вступивший в силу 1 июля,
заставляет по-новому
смотреть на доставку товаров.

Что изменилось?

Материал для rb.ru
  • Максим Опилкин
    Директор по развитию GROTEM
В России зарегистрировано около 40 тысяч интернет-магазинов. Многие из них доставляют товары покупателям. Международные и междугородние отправления чаще всего доверяют государственной «Почте России», а в пределах одного города магазины пользуются услугами частных курьерских компаний или нанимают курьеров.

У обоих «внутригородских» вариантов есть плюсы и минусы, при этом штатные курьеры, как правило, обходятся дешевле. Закон об онлайн-кассах (54-ФЗ), по которому розница живет с 1 июля, заставляет по-новому посмотреть на доставку товаров.
Как это работает

Половина покупателей российских интернет-магазинов заказывает товар с последующей доставкой. Иногда доставка бесплатна для покупателя. Это означает, что продавец уже включил ее в стоимость товара или фактически дает скидку за объем заказа.

Интернет-магазин Эрмитажа настойчиво предлагает бесплатную доставку при заказе от 10 000 рублей (источник: hermitageshop.ru)
Чем ниже стоимость каждой доставки, тем больше возможностей для маневра у интернет-магазина. Это особенно важно, когда вокруг много конкурентов с похожими ценами.

Дешевле всего обойдутся услуги условного курьера-студента.
Он работает неофициально, ему не покупают кассу. При ежедневном доходе в тысячу рублей и десяти выполненных заказах каждая «студенческая» доставка обойдется примерно в 100 рублей.

Правда, в этом случае магазин не только нарушает трудовое законодательство, но и не выполняет обязательств перед покупателем. Ведь курьер должен пробить чек при расчете, если покупка не оплачена на сайте. Сейчас же курьеры «экономных» магазинов привозят чек, распечатанный заранее на стационарной кассе. Или вообще не выдают фискальный чек при приеме наличных.
Что именно изменилось 1 июля

ФНС усилила контроль за выручкой магазинов. Главный инструмент — онлайн-кассы, которые передают данные о каждой покупке в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Курьеры тоже обязаны иметь мобильные кассы, подключенные к интернету, и печатать чеки нового образца.

  • Если кассы нет, покупатель может сообщить о нарушении через мобильное приложение ФНС (раньше такого не было), и тогда владельцу магазина выпишут штраф. Минимум — 30 000 рублей.
  • Если курьер ошибется при формировании или корректировке чека, налоговая об этом тоже узнает и будет иметь повод для претензий.

Теперь риски слишком велики, чтобы обращаться к курьеру-однодневке.

На штатного, «легального», курьера придется потратиться. Ему надо купить мобильную кассу нового образца с фискальным накопителем (ФН) и обязательным договором с ОФД. Чтобы исключить ошибки при печати чеков, на смартфон курьера лучше установить платное приложение, которое интегрируется с кассой (фискальным регистратором) и учетной системой магазина.

Дополнительные траты и повышение прозрачности перед налоговой смущает и настораживает многих владельцев магазинов. Это нормальная реакция: никто не любит быть «под колпаком» и отвечать за ошибки других — даже своих выездных сотрудников. Логичным ответом на новые правила игры может стать аутсорсинг.

А если аутсорсинг?
Выбор курьерских служб для интернет-магазинов — большой. Тарифы на рынке примерно одинаковые и зависят от количества заказов в месяц. Деньги, собранные с покупателей, обычно переводят на следующий день, а за услуги службы можно платить раз в неделю или реже.

Некоторые службы бесплатно забирают товар, если в месяц больше 200 заказов
Не каждая служба готова работать по новому закону. Большинство на вопрос о соответствии 54-ФЗ отвечает: «Скоро всё будет».

Поэтому прежде чем заключить договор о сотрудничестве, надо убедиться, что курьерская служба является платежным агентом и купила курьерам новые кассы. Только в этом случае интернет-магазин может забыть об ответственности за печать чеков на выезде. Все вопросы ФНС будет задавать курьерской службе.

Правильный ответ курьерской службы на запрос об условиях сотрудничества
Курьерские службы, работающие по 54-ФЗ, — это хороший выход для магазинов, но есть нюансы. Не все берутся за доставку скоропортящихся продуктов. Мало кто работает по выходным. Многие штрафуют, если курьеру пришлось долго ждать покупателя или неверно заполнен акт приема-передачи. Наконец, небольшому магазину их услуги могут обойтись слишком дорого — а таких в Рунете большинство: лишь около 2000 магазинов оформляет больше 10 заказов в день.

Выгода от своих курьеров
Штатные курьеры позволяют магазину быть гибким. Можно менять адреса в день доставки, приоритетность, отменять заказы — никто не оштрафует. Со своими курьерами легко объявить спонтанную акцию «За 60 минут или бесплатно». И главное: своя курьерская служба часто дешевле аутсорсинга.


Чтобы сравнить стоимость «своей» и «чужой» доставки после 1 июля, мы сделали простой калькулятор в Googe Docs (он доступен всем). Для достоверности взяли тарифы Pony Express, крупной курьерской службы, которая уже перешла на новые правила работы по 54-ФЗ.

Теперь нужно немного сосредоточиться. Впереди занимательная арифметика
Допустим, у интернет-магазина один курьер, который доставляет 10 заказов в день (220 заказов в месяц, если у курьера пятидневка). Возьмём среднюю зарплату с учетом компенсации на транспорт — 30 000 рублей. В Москве зарплата будет выше, во многих регионах — ниже.


  • Самый распространенный фискальный регистратор «АТОЛ 11Ф» стоит 20 800 рублей. Такая цена у федерального поставщика, компании «Первый БИТ».
  • Фискальный накопитель, договор с ОФД и услуги по подключению (фискализации) кассы — около 15 000 рублей ежегодно.
  • Курьерское приложение GROTEM / Express для «АТОЛа» стоит 900 рублей в месяц. Оно устанавливается на личный смартфон курьера под управлением iOS или Android.
  • Учтем, что «АТОЛ» прослужит минимум два года, тогда ежемесячные затраты на кассу составят 867 рублей (20 800 рублей делим на 24 месяца).
  • Всё сложим. В среднем один курьер вместе с техникой обойдется чуть дороже 33 000 рублей в месяц.
  • Можно еще добавить стоимость самого дешевого мобильного интернета (высокая скорость для передачи данных в ОФД не нужна) и чековой ленты. Это максимум 300 рублей в месяц
Помним, что у нас один курьер и 10 доставок в день. Вводим исходные данные в наш простой калькулятор:



Получается, что одна доставка стоит 150 рублей, то есть на 80 рублей меньше, чем у курьерской службы. Годовая экономия составит около 200 тысяч рублей.


Мы еще не учли комиссию курьерской службы за прием наличных, в среднем 1,5%. То есть если заказ стоит 10 000 рублей, комиссия составит 150 рублей. Общая стоимость доставки курьерской службой будет уже не 230 рублей, а 380 рублей.


Чем больше курьеров и заказов у интернет-магазина, тем серьезнее экономия.
Десять штатных курьеров с той же выработкой сэкономят интернет-магазину уже больше 1,5 миллиона рублей в год.


Этого хватит, например, чтобы купить новый Ford Transit или два фургона вроде Lada Largus. А если учесть комиссию 1,5%, то экономия получается еще серьезнее.


Важное примечание. Если у магазина есть учетная или CRM-система, потребуется интеграция для выгрузки заказов в приложение курьера. Стоимость работ разная, но чаще всего речь идет о сумме от 50 000 до 150 000 рублей. Это разовые затраты, их можно учесть в калькуляторе.


Что нужно запомнить
1
Штатные курьеры выгоднее даже с учетом перехода на онлайн-кассы.
2
Не нужно бояться 54-ФЗ. Во-первых, он мотивирует автоматизировать бизнес. Во-вторых, есть простые мобильные решения для курьеров, с которыми невозможно нарушить закон.
3
Если небольшой магазин доставляет дорогие и/или негабаритные товары, лучше заключить договор с курьерской службой. Так спокойнее.
4
Надо убедиться, что курьерская служба является платежным агентом, а ее курьеры печатают чеки при приеме денег и банковских карт. Иначе она не готова работать по новым правилам, и интернет-магазин оштрафуют