Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами!
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как мы автоматизировали поставщика продуктов для HoReCa
Проблемы с наличкой и 54-ФЗ
КЕЙС КЛИЕНТОВ GROTEM
Коротко
К нам за помощью обратился крупный поставщик продуктов для HoReCa. Водителям компании нужно возить онлайн-кассы
и пробивать чеки, потому что 20% заказов оплачиваются наличными.

С 1 января 2019 непростые требования к чекам стали еще сложнее — легко напутать и подставить компанию перед ФНС. Еще компании нужно контролировать ежедневный поток наличных — чтобы ни одна копейка, не затерялась.

Мы предложили им GROTEM / Express, и наличные больше
не вызывают тревоги.
Проблема
Клиенты компании — юридические лица. Они могут рассчитаться за, скажем, семгу и соевый соус безналом: со счета на счет. Идеально для бухгалтерии и налоговиков.

Если бы все так делали, никакой проблемы не было. Но больше 20% выручки — наличные. По закону о кассах (54-ФЗ) клиенту с наличными надо выдать бумажный чек или выслать электронный, который моментально увидят в налоговой. Значит, водителям нужны онлайн-кассы, на которые поступают данные, как в накладных: кто что покупает и сколько платит.

Фактически водители становятся кассирами. И это малая часть беды.

Какие еще проблемы
С 1 января 2019 бизнес в России перешел на новый формат фискальных данных (ФФД 1.05). Требования к чекам стали сложнее некуда, легко запутаться в «признаках способа расчета»: полный расчет, предоплата, предоплата 100%, аванс, частичный расчет, передача в кредит, оплата кредита. У бухгалтеров ФФД 1.05 вызывает нервный тик, что уж говорить о водителях.

Другая проблема — контроль за оборотом наличных. Сложно всё отследить, когда у компании офисы в нескольких городах и две сотни водителей ежедневно сдают наличку. Речь не обязательно о присвоении денег. Водитель может написать диспетчеру в Viber: «Сегодня собрал 30 000», а диспетчер по ошибке забьет в учетную систему «300 000». Хорошо, если обнаружат недостачу раньше налоговой и выяснят причины. Хотя даже в этом случае кто-то может поседеть, а кого-то уволят. В общем, пришла пора разобраться с тревожностью по поводу наличных.
Решение
У нас есть обкатанное решение для 54-ФЗ — приложение GROTEM / Express. Оно готово к работе с ФФД 1.05.

Express разработан специально для выездных сотрудников, которым некогда забивать голову бухгалтерскими штуками. Водитель вообще может не подозревать о существовании 54-ФЗ: он просто видит в смартфоне заявку, принимает деньги, нажимает «Напечатать чек», и мобильная касса печатает (или высылает на почту — по желанию клиента). У Express есть готовая интеграция с популярными системами 1С: данные выгружаются в приложение и обратно — из приложения в 1С. Если у заказчика другая система, мы интегрируемся через API.
Клиент выбрал кассы «АТОЛ», с которыми у нас есть интеграция, и купил водителям планшеты Samsung. Полный список касс для работы с GROTEM / Express — в разделе про приложение
Чтобы контролировать оборот наличных, решили добавить в GROTEM / Express новую функцию. Это обычная практика: зачем клиенту покупать пять приложений или мириться с универсальным продуктом «для всех», когда можно доработать одно решение под несколько задач.

По ходу появились новые пожелания и доработки. Рассказываем, что мы сделали.
Реализация
Интеграция с учетной системой клиента. Для обмена данными мы предоставили наш API и проконсультировали специалистов заказчика. Они справились с интеграцией за три недели. Обычно мы делаем это сами, но не против, если клиент берет задачу на себя, чтобы немного сэкономить.

После интеграции водитель видит в приложении те же заказы, что и диспетчер в офисе. Кроме «накладных» данных есть комментарии из офиса: «рассчитаются картой, взять терминал», «возможно, откажутся от семги». В свою очередь диспетчеры видят статус каждого заказа: прибыл в кафе в 08:12; запрашивает корректировку заявки; выслал чек; завершил визит в 08:27.

Учли сценарии расчетов по ФФД 1.05. Мы проанализировали, какими способами рассчитываются клиенты. Всё оказалось не так страшно: либо полная оплата, либо передача в кредит. Чем меньше сценариев, тем меньше доработок. Снова экономия для клиента.
Заказ на 10 900 рублей, а водитель получает 6 000. На языке 54-ФЗ случай называется передачей товара в кредит. Водителю не нужно про это думать и выбирать неведомый признак способа расчета — приложение автоматически формирует правильный чек
Быстрый поиск заказа. Бывает, что на один ресторан или отель приходится несколько накладных. Чтобы не запутаться и не тратить время на поиск нужной бумаги, сделали поиск по штрихкоду. Водитель сканирует штрихкод на накладной, и в приложении появляется нужная заявка — с ней и будет работать.
Водитель ищет заказ традиционно: нажимает на лупу в правом верхнем углу, забивает номер заявки или название клиента. Но можно нажать на иконку сканера
Корректировка заказа и ограничение прав водителей. Иногда клиенты отказываются от части заказа. Раньше водители вычеркивали позиции в накладной, принимали сумму меньше запланированной и сообщали диспетчеру постфактум. Или не сообщали. Потом в конце смены разъясняли, что да как, сверяли остатки товара с накладными, делали коррекцию.

Нас попросил замкнуть корректировку на диспетчеров и сделать так, чтобы диспетчеры сразу знали, что происходит с каждой заявкой. Мы придумали вот что:
  • водитель вычеркивает позиции в накладной, включает камеру в приложении и фотографирует накладную;
  • диспетчер видит фото и за секунды обновляет заявку в системе;
  • заявка в приложении тоже обновится — она будет без зачеркнутых позиций и с другой суммой;
  • автоматически сформируется новый, правильный чек. Не нужно заниматься возвратами и коррекциями.
Водителю надо указать причину корректировки. Эта информация полезна для анализа: можно, например, быстро определить производителя, который гонит брак. Или моментально отправить клиенту машину с качественным товаром, чтобы сохранить лояльность. Если с корректировкой возникли сложности, водитель связывается с диспетчером прямо из приложения
Контроль за выручкой. Эта доработка позволяет знать, сколько наличных у каждого водителя в любую секунду. В конце смены водитель отмечает, куда и кому он сдал выручку. Если хоть одна копейка не бьется, сразу ясно, где искать концы:
Результат
  • 1
    Клиент соблюдает закон 54-ФЗ с учетом любых изменений, который придумают законодатели (а они постоянно что-то придумывают).
  • 2
    У водителей-экспедиторов удобное приложение для работы. Думали, что придется долго разбираться, боялись проблем с чеками — а получилось, что GROTEM / Express спасает от ошибок и экономит время.
  • 3
    Компания получила 100-процентный контроль за наличными, которые принимают водители.
  • 4
    Стало понятно, что можно купить одно решение и дорабатывать его под новые требования и пожелания. Это быстрее и дешевле. Что там дальше, маркировка продуктов? Сделаем.
Читайте также