Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами!
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как контролировать торговых и не ездить по следам
Где ваш торгпред прямо сейчас?
В статье «Торгпред на максималках» мы рассказывали о типичных способах обмана / «халтуры» полевых сотрудников (торговых представителей, медицинских представителей, мерчендайзеров, промоутеров и других).
В этом расскажем, как отчеты GROTEM / Agent помогают контролировать мобильный персонал и как выжать максимум информации из таблиц и карт.

Контроль торговых, медицинских представителей и полевого персонала – вынужденная необходимость?

Практика показывает, что да. И не всегда причина проблем в халатности и недобросовестности выездных сотрудников.
Конечно, если попадется Остап Бендер, не помогут ни программы трекинга, ни «езда по пятам», ни даже совместные визиты: есть люди, у которых в крови страсть «обмануть систему». Возможно, именно по этой причине в большинстве вакансий на выездных сотрудников указывают «честность» (а в некоторых случаях наниматели готовы брать даже без опыта, лишь бы только порядочного).
GROTEM / Agent – программа для контроля полевых сотрудников, которая упрощает работу с командой. В этой статье остановимся на мониторинге и проверке визитов, но на самом деле полезного функционала для супервайзеров, трейд-маркетологов, руководителей отделов продаж да и для самих выездных сотрудников гораздо больше.

Проблемы контроля торговых представителей, мерчендайзеров и полевых сотрудников:
  • не посещают торговые точки, а заказы принимают из дома или кафе;
  • не работают с полками (выкладка не соответствует правилам, нет проверки);
  • не принимают заказы от торговых точек, не контролируют склад и т.д.;
  • не выполняют торговые задания и цели;
  • не следят за дебиторской задолженностью.

Способы контроля торгпредов условно делятся на 2 категории:
  1. Полевые. Супервайзер «едет по следам» и проверяет, действительно ли торговые / мерчендайзеры были на точках. Возможны варианты с визитами до торгпреда или вместе с ним. Если на одного супервайзера приходится 7-10 торговых, а каждый ТА посещает по 15 точек в день, то организовать личный контроль не всегда возможно.
  2. Цифровые. Программы и приложения с трекингом в режиме реального времени. Не заменяют личного контроля, но позволяют в 1 клик увидеть, где прямо сейчас находятся ваши торговые представители. И что самое важное, специализированные решения дают возможность получать отчеты по визитам, эффективности торговых представителей и т.д.
Контроль полевых сотрудников нужен не только потому, что вы подозреваете их в халатности или не доверяете. Часто отчеты, которые делает GROTEM / Agent, помогают:
  • оптимизировать маршрут торговых агентов;
  • изменить выставленные KPI и цели, отталкиваясь от ситуации с торговыми точками и показателями других выездных сотрудников;
  • найти точки роста для увеличения продаж;
  • сравнить продажи за разные периоды и найти закономерности, на основе которых ставить планы и делать многое другое.

«Большой брат следит за тобой»: как контролировать торговых представителей, мерчендайзеров и полевых сотрудников

Трекинг на карте в режиме реального времени с отчетами по результатам визитов – то, за что заказчикам может предложить GROTEM / Agent. Но на самом деле функционала для контроля торговых представителей и полевых сотрудников гораздо больше.

В ЦУП GROTEM / Agent отчеты находятся во вкладке «Визиты» – «Отчеты».

Более 20 видов отчетов по визитам:
  • визиты на карте;
  • дебиторская задолженность;
  • инкассация;
  • контроль визитов;
  • мониторинг визитов;
  • отчет по задачам;
  • результаты визитов;
  • эффективность визитов.
Как это работает? После того как торговый представитель нажал «Начать визит» мобильное приложение отправляет координаты и время начала визита.

Синхронизация данных и файлов происходит между 2-мя частями решения (приложение и ЦУП – центра управления продажами).
Она осуществляется в соответствии с регламентным заданием. Без принудительной синхронизации она будет сделана за торгового представителя. Данные уходят в ЦУП руководителю и не занимают мегабайты памяти. Ситуации: «Не смог отправить данные, потому что телефон выключился / завис / села батарейка…» не будет.

Вариантов обмануть GROTEM / Agent нет:
  • приложение подтягивает координаты точки и геопозицию ТА – нельзя начать визит из дома или детского садика / школы;
  • координаты подтягиваются каждые 5 минут (или с любой другой периодичностью) – Fake GPS Location не пройдет;
  • длительность пребывания на точке фиксируется и отражается в отчетах – не удастся «зависать в магазине» по 4-5 часов, на самом деле находясь дома;
  • фотографии полок можно загружать в режиме «здесь и сейчас» – GROTEM / Agent не позволит торговому залить снимки недельной / месячной давности из галереи.

Визиты на карте: где торговый прямо сейчас и какой маршрут «накрутил»

«Визиты на карте» в ЦУП (центре управления продажами) позволяют:
  • посмотреть торговые точки, куда были совершены визиты;
  • проверить ТТ, из которых совершены заказы;
  • отобразить маршрут движения на карте (точки соединяются стрелочками в зависимости от того, в какой последовательности полевой сотрудник совершал визиты)
    Следить можно в режиме реального времени или по факту. Инструмент отображения визитов на карте удобен визуалом: в 1 клик можно увидеть, где был торговый агент, по какому маршруту двигался, сколько точек посетил.

    Если все визиты были сделаны из одного места, а это место – «Вкусно и точка» рядом с домом полевого сотрудника, есть повод спросить, как он делает визиты и принимает заявки.

        Контроль визитов: где был, а где не был

        «Кто совершает плановые визиты, а кто не совершает?» – в GROTEM / Agent ответ на этот вопрос можно получить в «Контроле визитов». В разделе ЦУП отображаются не только выполненные / невыполненные визиты, но есть и более детальные отчеты:
        • визит запланирован, но не выполнен;
        • визит запланирован и выполнен с фото;
        • визит запланирован и выполнен без фото;
        • визит не запланирован, но выполнен и есть фото;
        • визит не запланирован, но выполнен без фото.

          План-факт как дополнительный инструмент контроля визитов

          План-факт позволяет в пару кликов понять, сколько % от поставленного плана выполнил торговый.
          Если из запланированных 19 точек ТА посетил только 2 по плану и 1 вне плана (т.е. всего 10,53%), есть повод уточнить: «В чем дело?».
          Показатель «Процент выполнения плановых визитов» в бизнесе часто используют как один из KPI полевых сотрудников. На самом деле можно пойти дальше: строить планы посещений, отслеживать внеплановые, изменять маршруты и т.д.
            Но ходить по торговым точкам – это не значит заключать сделки (собственно, ради чего торговые / медицинские представители и нужны). И здесь на помощь приходит еще один отчет GROTEM / Agent.

              Эффективность визитов: как рассчитать и где «тревожные звоночки»

              Торговый представитель – это не тот полевой сотрудник, которому нужно только ездить по точкам.
              Цели, KPI, планы, задачи на визит – все это нужно для заключения сделок и увеличения продаж. Для этого и внедрили специальный отчет.

              В отчете «Эффективность визитов» используется показатель Strike Rate. Он рассчитывается по формуле: количество визитов с заказами / количество визитов. Задача супервайзера (или любого другого линейного менеджера) – сделать так, чтобы максимальное количество визитов заканчивалось заказами.
              К примеру, у нас 21 марта торговый представитель совершил 10 визитов (правда, все незапланированные – и это уже повод насторожиться). При этом 0 посещений принесли заказы. Strike Rate составляет 0%. 10 внеплановых визитов и 0% заказов на систематической основе – кажется, пора поговорить с торговым агентом.

              Есть и обратная ситуация. К примеру, у торгового представителя резко повышается Strike Rate до 90% без видимых причин (конъюнктура рынка, сезонность и т.д.). Возможно, торговый агент ведет «нечестную игру»: говорит клиентам о предстоящем резком повышении цен на следующую партию или об уходе производителя / поставщика.
                Отчет «Эффективность визитов» в программе контроля полевых сотрудников позволяет отследить:
                • план и факт;
                • количество визитов вне плана;
                • % фактических визитов от количества запланированных;
                • % визитов с заказами от итогового количества.
                Зная средние показатели заказов с торговых точек, можно ставить планы продаж.

                  Результаты визитов: где был торговый и сколько времени провел на точке

                  Отчет в GROTEM / Agent показывает выполненные визиты за заданный период:
                  • торговая точка;
                  • адрес;
                  • вид визита (плановый, внеплановый);
                  • координаты (широта и долгота);
                  • разница GPS-координат (в метрах);
                  • время начала;
                  • время завершения;
                  • продолжительность.
                  Длительность визита в торговую точку – параметр, который часто позволяет найти «хитрецов».
                  К примеру, если продолжительность посещения составила меньше 1 минуты, это выглядит странно. Не менее интересны и те кейсы, когда мобильный сотрудник провел на объекте 447 минут (т.е. почти 10 часов).
                  Продолжительность визита торгового представителя зависит от точки и конкретной ситуации, но обычно от 5 до 30 минут.

                    Мониторинг визитов: куда не ходит торговый и почему

                    «Мониторинг визитов» – отчет, который позволяет увидеть, когда торговый представитель в последний раз посещал торговую точку (и кто из ТА допускает просрочки).

                    В «Мониторинге» красным выделяются те торговые точки, где торговый представитель не появлялся больше 30 / 45 / 60 дней (продолжительность указывается в настройках).
                    Вы можете установить условие, чтобы отображались только просроченные визиты.

                    Естественно, если торговый больше 60 дней не посещал ТТ (и это не ситуация, когда мы отменили визиты из-за большой дебиторки / закрытия торговой точки / смены ее направления и т.д.), у нас могут быть проблемы с заказами, выкладкой, представленностью ассортиментных позиций на полках. Возможно, супервайзеру придется самостоятельно съездить на точку и разобраться, в чем дело.

                      Отчет по задачам при мониторинге визитов

                      «Отчет по задачам» позволяет супервайзеру или другому линейному сотруднику увидеть статус задач:
                      • сколько запланировано;
                      • сколько выполнено;
                      • сколько просрочено.
                      Все поставленные задачи моментально «прилетают» в мобильное приложение сотрудника.

                      Также в режиме реального времени можно посмотреть, какие завершены, а какие находятся в процессе. Если задачу поставили 23 июня, а она так и не закончена к 29 сентября, стоит оценить ситуацию: мы неправильно ее поставили или мобильный сотрудник не способен выполнить (или она вообще нереализуемая в рамках торговой точки).

                        Контроль инкассации и дебиторской задолженности

                        Где работа с деньгами (особенно чужими), там и повышенные риски.

                        В отчетах GROTEM / Agent есть «Дебиторская задолженность» и «Инкассация».

                        Отчет «Дебиторская задолженность» отражает данные за определенный период в разрезе торговой точки:
                        • название магазина;
                        • дата и номер договора;
                        • сумма дебиторки.
                        Это помогает не только контролировать дебиторскую задолженность, но и планировать маршруты торговых представителей.
                        Если у точки большая дебиторка, то есть риск столкнуться с неконтролируемой или невозвратной.
                        Поэтому лучше убрать магазин из плана посещений и сосредоточиться или на новых точках, или на улучшении работы с текущими.

                          Инкассация торговым представителем

                          Отчет «Инкассация» в программе GROTEM / Agent отражает суммы инкассации в разрезе торговых точек и ТА с учетом распределения по документам дебиторке.

                          В отчете отражены данные:
                          • торговый представитель;
                          • адрес точки;
                          • лимит по дебиторской задолженности для конкретной торговой точки.

                          По инкассации в отчете отражены данные:
                          • номер и дата документа о дебиторской задолженности;
                          • номер, дата и время инкассации;
                          • сумма инкассации за указанные день и время;
                          • сумма распределенной инкассации.

                            Отчет по фото, сделанным в торговой точке

                            Напоминаем, что в мобильном приложении GROTEM / Agent специально реализована функция загрузки фотографий, сделанных «здесь и сейчас».

                            У торговых представителей нет варианта залить снимок из галереи, сделанный 2 недели назад.
                            В отчете по фото супервайзер видит адрес торговой точки, дату ее посещения агентом / мерчендайзером и фото полок.
                            Это один из вариантов контролировать не только ТА, но и выкладку, наличие конкурентов, необходимость «пробить» товар на золотые (приоритетные) полки и т.д. – все то, что влияет на продажи в FMGG и прочих.

                              Каждый визит торгового представителя на контроле: что это дает супервайзеру

                              Отчеты по визитам можно использовать не только как «кнут» и способ контроля / отслеживания полевых сотрудников.

                              При правильном подходе отчеты становятся «пряником»: на их основе можно создавать системы мотивации торговых, ставить выполнимые цели / задачи и KPI, работать не только с командой, но и с каждым торгпредом отдельно.

                              Неочевидное преимущество GROTEM / Agent – возможность выгрузки данных в инструменты аналитики и визуализации (Microsoft Power BI или другие) для сравнения данных по годам и месяцам, суммам заказов у торговых, эффективности визитов, количеству посещений и т.д. Это помогает в работе не только супервайзерам, но и трейд-маркетологам, руководителям отдела продаж, коммерческим директорам.

                                GROTEM / Agent может использоваться как часть SFA (Sales Force Automation System) или SFM (Sales Force Management System), подходит производителям и дистрибьюторам, BTL-агентствам, компаниям Non-food, а также многим другим.

                                Если вы хотите внедрить программное обеспечение для контроля торговых представителей и других выездных сотрудников, просто заполните форму. Мы поможем сделать так, чтобы переход на новые системы работы прошел бесшовно и легко: без саботажа персонала, жалоб и проблем с настройками.
                                Протестируйте, как это будет работать в вашем бизнесе
                                Бесплатно и без обязательств!