Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами!
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
«Обратитесь в другую службу»
Интернет-магазины перекладывают ответственность за выполнение закона об онлайн-кассах (54-ФЗ) на курьерские службы. Однако их понимание закона не всегда совпадает с мнением налоговой.

Материал для vc.ru
  • Максим Опилкин
    Директор по развитию GROTEM
Многие небольшие интернет-магазины отключили оплату на сайте, заблокировали программы лояльности и закрыли пункты выдачи. Всё для того, чтобы не покупать онлайн-кассы, с которыми необходимо работать с 1 июля 2017 года.

Теперь самый простой способ продолжить работу, не нарушая закон, — переложить ответственность на курьерские службы. Они могут выдавать чеки по новым правилам и высылать данные о покупках в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Но делают это не все, а те, кто делает, часто подставляют себя и могут оставить магазин без доставки.

Владельцы интернет-магазинов считают, что все службы доставки знают про 54-ФЗ

Закон об онлайн-кассах сложный, поэтому небольшому магазину проще полагаться на курьерские службы. Часто владельцы бизнеса размышляют так: «Там сотни человек, наверняка есть грамотные юристы, они во всем разобрались и не допустят нарушений». Но это не всегда так.

Мы выбрали 20 курьерских служб и позвонили им. Пять из них работают только в Москве и Петербурге, остальные — в большинстве регионов. В нашу выборку попали семь курьерских компаний, названиями которых поделились участники опроса в группе «Клуб клиентов Яндекс.Кассы».

Большинство участников опроса уверены, что курьерские службы выполняют требования 54-ФЗ за них
Наш первый вопрос звучал одинаково: «Добрый день! У меня интернет-магазин, я отключил оплату на сайте из-за 54-ФЗ. Ищу курьерскую службу, которая будет за меня пробивать чеки. Вы мне поможете?».

Нередко менеджеры курьерских служб терялись и переключали на более опытных коллег. Первые три ответа были такими:

  • «К сожалению, я не смогу ответить на ваш вопрос, у меня нет информации. Зайдите, пожалуйста, на вкладку «Обратная связь» и оставьте там свое предложение».
  • «Сейчас у нас это не реализовано... Очень сложно устроено налоговое регулирование в этой сфере. Попробуйте обратиться в более крупную службу, может, у них что-то такое есть».
  • «Ой, вы знаете… у нас вообще… как сказать, терминалы есть, конечно, но не у всех курьеров. Если он едет к клиенту, который по карте рассчитывается, это согласовывается, и он берет терминал. А чек? Ну, какой чек — только то, что терминал выдает».
Ситуация немного выправилась, когда мы добрались до курьерских служб из опроса. Из семи компаний пять уверенно заявили, что берут на себя ответственность за выполнение 54-ФЗ. Однако только две строго следуют букве закона, остальные же трактуют его по-своему.

Общий итог опроса двадцати служб такой: семь пробивают чеки вместо интернет-магазина, но только три службы не будут иметь претензий от налоговой (об этом дальше). Чтобы интернет-магазину не отвечать перед налоговой за отсутствие кассы, необходимо заключить правильный договор с курьерской службой.

Какой договор заключить с курьерской службой, чтобы она несла ответственность за исполнение 54-ФЗ
Часто отношения магазина и службы скреплялись договором оказания услуг (или возмездного оказания услуг).
Типовой договор оказания услуг
По такому договору служба доставки не обязана печатать чеки. Его можно заключать лишь при выстраивании непростой схемы, когда касса не нужна ни интернет-магазину, ни курьеру:

  1. Интернет-магазин размещает на сайте оферту. Договаривается с покупателем, кто у него примет деньги, кто доставит товар, кому предъявлять претензии.

  2. Заключает договор с платежным агентом, который будет принимать деньги за товар. Например, с сетью платежных терминалов. Чек должен выдать терминал. «Почта России», кстати, тоже платежный агент, а вот банки — нет.

  3. Заключает договор оказания услуг со службой доставки. Курьер не принимает деньги, касса не нужна.


Это сложно с точки зрения документооборота. И покупателю такая схема неудобна.

Есть ещё посреднические договоры:

  • Договор поручения.
  • Договор комиссии.
  • Агентский договор.
1. Договор поручения Служба доставки обязуется от имени и за счет интернет-магазина совершить юридические действия. Права и обязанности по сделке при этом — на стороне магазина. Соблюдать 54-ФЗ тоже должен магазин. С таким договором интернет-магазину нужна касса.

2. Договор комиссии Служба доставки обязуется за вознаграждение совершать сделки от своего имени, но за счет интернет-магазина (почувствуйте разницу). У службы есть права и обязанности: она доставляет товар покупателю, получает деньги, она же обязана печатать чек.

Нужно тщательно прописать условия сотрудничества, особенно при возврате товара. Если очень грубо, служба доставки выступает в роли комиссионного магазина, которому дали товар на реализацию. Когда выяснится, что товар бракованный, к кому придет покупатель? Поэтому будьте скрупулезны.

Комиссии тоже нужно расписать. За расчетно-кассовое обслуживание курьерская служба берет примерно 1,5% стоимости товара. Если покупатель расплачивается картой, будет комиссия за эквайринг (в пределах 2,5%). Страхование товара — еще около 0,5% стоимости.

3. Агентский договор По Гражданскому кодексу это гибрид договора поручения и комиссии. Служба доставки может совершать сделки за вознаграждение от своего имени или от имени магазина. Внимание: она будет применять кассу только тогда, когда выступает от своего имени. Лучше всего это прописать в предмете договора.

В агентском договоре служба доставки — «Агент», а интернет-магазин — «Принципал»
Юридически договор комиссии и агентский договор равноценны для интернет-магазина, который не хочет связываться с онлайн-кассами. Однако агентский договор проще и выгоднее с точки зрения бухгалтерии.

Даже с правильным договором курьеры могут нарушать закон
Чтобы не покупать десятки онлайн-касс, некоторые службы доставки вынуждены действовать в обход закона. При этом они говорят, что формально все требования соблюдены, ведь покупатель «получает чек».

Чаще всего вместо касс курьерам покупают принтеры этикеток, которые могут печатать чеки. Самые дешевые мобильные принтеры с модулями Bluetooth и Wi-Fi стоят в три раза дешевле мобильных касс. Кроме того, нет необходимости тратиться на договор с ОФД и фискальные накопители.

Данные на курьерские принтеры передает центральная касса, которая стоит в офисе или на складе курьерской службы. То есть совсем без кассы службе все равно не обойтись, раз она взяла ответственность за выполнение 54-ФЗ.


«
Дмитрий заказал кроссовки в интернет-магазине. Курьер привез кроссовки, принял деньги и выдал чек. Чек ему напечатал принтер, похожий на мобильную кассу, которая работает с приложением вроде Grotem / Express.

Дмитрию всё равно, какая техника напечатала чек. Интернет-магазину, вроде как, тоже, а налоговой — не всё равно. Когда она узнает, что у курьерской службы принтеры вместо касс, оштрафует минимум на 10 тысяч рублей за каждую доставку. Так, за смену один курьер может «заработать» для компании стотысячный штраф.

Как налоговая узнает? Самое очевидное — ей покажется подозрительным, что большая курьерская служба зарегистрировала всего одну-две кассы в каждом регионе. Налоговик сделает контрольную закупку и поймает курьера с поличным.


»
Слева — принтер этикеток DBS-380 стоимостью около 7 тысяч рублей. Справа — мобильная касса «АТОЛ 15Ф» стоимостью 24 500 рублей вместе с фискальным накопителем
В законе четко говорится, что у курьера должна быть полноценная онлайн-касса с фискальным накопителем. Ни физическая касса в офисе курьерской службы, ни арендованная облачная касса её не заменят.
Сервис «АТОЛ Онлайн» тоже не рекомендует использовать арендованную облачную кассу, даже со «специальным ПО»
Как нарушают закон в пункте выдачи
Многие крупные службы доставки имеют пункты выдачи. При этом онлайн-касса одна — в центральном офисе.

«
Яна заказала в интернет-магазине акварельные тату и пришла за ними в пункт выдачи. Рассчиталась картой, терминал напечатал документ банка.

Чек в пункте пообещали выслать на почту, хотя Яна и не просила об этом. Ей нужен был бумажный чек сразу после оплаты заказа, как того требует закон. Чек пришлось ждать семь дней, потому что служба не успевает обрабатывать платежи, ведь на всех только одна касса.

У налоговой есть основания оштрафовать службу доставки на 10 тысяч рублей за этот заказ, о нарушении могла сообщить сама Яна. Но Яна добрая, она не стала.


»
Покупатель забрал заказ из пункта выдачи 9 августа, а электронный чек выслали только 16 августа. Бумажный чек не выдали. За это штрафуют
В службе доставки, вероятно, считают, что терминал для эквайринга хоть как-то заменяет кассу. Но это не так. Налоговая не получает сведений о покупке, за это она штрафует.
Интернет-магазин рискует вместе с курьерской службой
Налоговая построила дата-центры и автоматически проверяет миллиарды транзакций. Если небольшой сельский магазин и может укрыться от всевидящего ока, то служба доставки — вряд ли. Когда у налоговой появляются обоснованные претензии, она выписывает штраф. Увидит повторное нарушение — остановит работу компании на три месяца. Средняя курьерская служба с 30–40 курьерами за несколько дней может легко нарушить закон на 10 миллионов рублей.

Что будет, когда у службы появятся такие проблемы? Во-первых, деньги интернет-магазина за заказы могут «зависнуть» на неопределенный срок. Во-вторых, если службу закроют, придется аннулировать часть заказов, просить покупателей повременить с доставкой и отказывать новым клиентам. Хорошо, если есть запасная курьерская служба, которая через пару дней заменит предыдущую.

Что делать, чтобы работать без рисков
  • Интернет-магазину нужно внимательно изучить предмет договора. Убедиться, что курьеры (пункт выдачи) выдают фискальные чеки при оплате, а данные уходят в ОФД без задержек. Спросите, какие кассы у курьеров, попросите показать. Лучше всего сделать пробный заказ инкогнито, чтобы проверить работу курьеров: получить от них чек и убедиться в приложении ФНС, что он корректный.

  • Если у магазина больше 200 доставок в месяц, имеет смысл задуматься о доставке своими силами. Это экономически целесообразно с учетом расходов, связанных с 54-ФЗ, — мы посчитали. Можно даже включить оплату на сайте через платежный агрегатор, курьерская касса будет обрабатывать и онлайн-платежи — Минфин разрешает.

  • Курьерской службе придется поставить онлайн-кассу в каждый пункт выдачи. Здесь без вариантов. Про принтеры для курьеров можно забыть, но и покупать кассы всем курьерам не обязательно. Лучше собрать данные по заказам за несколько месяцев и выяснить, какую часть занимает оплата при получении. Если треть покупателей платит на сайтах заказчиков, скорее всего, минимум трети курьеров касса не нужна.

  • Среди поставщиков касс высокая конкуренция, у многих есть специальные предложения. Можно купить кассы в рассрочку без переплаты за 4-5 тысяч рублей в месяц и за полгода перейти на новые правила.