Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами!
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия оферты
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Статья для vc.ru

«Никто не будет работать по закону, это идиотизм»

При каких условиях предприниматели станут «белыми»
Откровения владельца пивного магазина, домашнего кондитера, руководителя транспортной компании и директора интернет-магазина премиальных сувениров.
«Опора России» насчитала 6 миллионов самозанятых, из которых полторы тысячи работают законно. Оказывается, в стране только легальных самозанятых фотографа — в Саратовской и Рязанской областях. Столько же пастухов сообщили налоговой об источнике дохода (оба из Тывы). Самозанятые не стремятся «обелиться» ни после объявления налоговых каникул, ни после обещаний снизить налог до 3% или 6%.

Зарегистрированный малый и средний бизнес тоже предпочитает не показывать всю выручку. Каждый третий предприниматель, который должен был поставить онлайн-кассу до 1 июля 2018 года, заявил, что не собирается этого делать.

Мы поговорили с предпринимателями, чтобы выяснить, что им нужно от государства, чтобы стать легальными и «белыми». Имена изменены по просьбе собеседников.



Иван
Владелец магазина разливного пива, Санкт-Петербург
Чем занимаемся. У нас с другом магазин в спальном районе, 25 квадратных метров. Открылись в мае 2018 года, но могли раньше — помещение искали почти полгода. Продаем 16 сортов разливного пива, крафтовое бутылочное пиво, снеки. Больше всего берут дешевое «Жигулевское», в основном алкаши, — кегу за день можно разлить. Хуже всего идут сигареты, на них почти не зарабатываем, но как сопутствующий товар они должны быть. По пиву наценка — от 60% до 150%, бутылки входят в стоимость, на них наценка примерно 100%.

Мы оформлены как ИП на ЕНВД. Персонала нет, сами разливаем в две смены, платим себе по 1000 рублей за выход. Если не считать эту зарплату, планируем окупиться через 3–4 месяца.

Отношения с государством. Никаких проблем при открытии не было. Никаких проверок. Просто встали на учет в налоговую и уведомили Роспотребнадзор. Но Роспотребнадзор дал понять, что мы его не интересуем. По-моему, они проверяют только продавцов всякой «кондитерки». Еще у нас вывеска несогласованная, один раз приезжали, вежливо попросили снять. Сейчас вывеска на согласовании.

Что должны государству, что нарушаем. В детали, сколько и чего платить, я не погружаюсь, доверяю бухгалтеру. Бухгалтерией занимается знакомая девушка, бесплатно. Она готовится уходить в декрет, будет подрабатывать. Ей нужна практика, а нам не нужен этот бумажный геморрой.

Мы не работаем с ЕГАИС, у нас нет онлайн-кассы. Большинство пивных точек так работает. Если все поставим, цена закупки сильно вырастет. Пока к таким мелким точкам не придираются, на первый раз не штрафуют, поэтому все можно отложить в долгий ящик.

Крупные компании тоже нарушают, конечно. У нас почти десять поставщиков, двое прям очень крупные, и все готовы работать «в черную». Всем так выгоднее, я не знаю никого, кто хочет быть «белым».

Если все пойдет нормально, откроем еще одну-две точку с наемными сотрудниками. Естественно, они будут неофициально оформлены, иначе мы уйдем в минус с такими условиями.

Что нужно, чтобы работать по правилам. Если налоговая прижмет всех, НДС вот повысят до 20% — придется выкручиваться, где-то что-то искать подешевле. Это значит, что будет много левака — никто не будет работать по закону, это идиотизм.

Но я не против всё соблюдать, лишь бы с нашими законами и налогами я не был в минусе. Если у меня будет три точки, каждая из которых приносит чистыми 50 000 рублей после всех налогов и зарплат — тогда можно работать по закону.

Эдуард
Совладелец компании пассажирских перевозок, 35 лет
Чем занимаемся. Десять лет возим людей по всей России. Есть свой автопарк, но чаще привлекаем субподрядчиков в регионах, особенно «автобусников». Мы считаемся средним бизнесом. У нас несколько юрлиц на основной системе налогообложения и «упрощенке». Больше ста человек в штате.

Отношения с государством. Перед регистрацией вообще никакого опыта взаимодействия с госорганами не было. Когда пришло время подавать отчеты, мы нашли бухгалтера на аутсорсе, который это сделал. Всё было тяп-ляп, фактически недостоверные сведения подали. Специально никого наколоть не хотели — просто у нас не было учетной системы.

Примерно шесть лет так продолжалось, пока не появилась «1С». Но даже после этого нас штрафовали за несвоевременную отчетность или не вовремя заплаченные налоги, были камеральные проверки. Ничего страшного в этом нет, просто даешь нужные документы. До суда дело не доходило, штрафы терпимые.

Что должны государству, что нарушаем. Сильно не вникаю, что именно должны, этим теперь занимаются штатные юристы и бухгалтеры. Но точно знаю, что у нас в сравнении с другими в моей сфере все гораздо лучше и четче организовано. Я вижу, что многие прокалываются тупо на том, что у них нет закрывающих документов.

В компании не все сотрудники «белые». Мы работаем над этим, довели долю «белых» до 50%. Если сразу обелиться — просто закроемся. Потому что на каждую тысячу рублей, которую платим человеку, надо еще 430 рублей налогов и других отчислений заплатить. Плюс 15% — налог с прибыли. И еще нам не вычитают входящий НДС, ведь почти у всех наших подрядчиков его нет. Это мелкие ИП.

Если все посчитать, получатся, что с каждой тысячи, заработанной сотрудником, мы платим 600–700 рублей налогов и взносов. Я сильно надеюсь, что повышение НДС — просто информационный вброс. Для нас это критично.

«Это [повышение НДС] также связано с тем, что у нас доходы бюджета не растут, как бы мы ни хотели, в первую очередь потому, что цены на нефть упали. Еще в начале 2014 года цены на нефть были $110-100 [за баррель], сегодня они $76, то есть на треть упали доходы от нефти. И, конечно, это сказывается на доходах и федерального, и бюджетов субъектов РФ»

Алексей Кудрин, глава Счетной палаты. Источник: ТАСС
Что нужно, чтобы работать по правилам. Если реалистично посмотреть на ситуацию — достаточно, чтобы зарплата сотрудников шла в затраты. Тогда налоговая нагрузка будет сопоставима с тем, что в Европе — я знаю, что европейцы гораздо дальше нас ушли в этом плане.

Антон
Интернет-магазин премиальных сувениров, Сибирь
Чем занимаемся. Собрались с друзьями пять лет назад и придумали идею — производить дорогие и практичные сувениры (Антон попросил не уточнять, что именно за сувениры). Потом обратились в консалтинговую фирму, где посоветовали сделать ООО на упрощенке 6%. В 2014 году появился интернет-магазин, к которому прикрутили «Яндекс.Кассу», то есть можно платить на сайте.

Почему-то думали, что покупать будут хипстеры, но в итоге покупают женщины около сорока лет своим мужьям. Нам бы с таким продуктом у топ-блогеров рекламироваться, типа Варламова, но не хватает денег. Хотя мы работаем пятый год, это больше похоже на хобби — выручка в пределах 30 000 рублей в месяц. Почти всё идет на текущие расходы, только на рекламу в «Яндекс.Директе» отдаем 60%. Конечно, мы не живем на эти деньги, у всех есть другие источники дохода.

Отношения с государством. Просто оформили ООО, теперь платим налоги. Всем занимается бухгалтерия на аутсорсе, платим за нее 2500 рублей в месяц.

Что должны государству, что нарушаем. Формально я директор ООО, меня выбрали просто потому, что я лучше в цифрах разбираюсь. У меня минимальная зарплата, 3000 рублей, с нее плачу государству 1300 рублей: 13% — НДФЛ и 30,2% — разные отчисления. Ну и 6% с выручки.

Мы не показываем всю выручку — примерно 90%. Если заказчик платит наличными, эти деньги никак не отражаем. Они нужны, чтобы заплатить тому же фрилансеру, который занимается сайтом, он же «в черную» работает. А иначе я замучаюсь выводить деньги со счета, хоть это и копейки.

Еще у меня нет онлайн-кассы. Я проходил тесты для предпринимателей, в том числе на сайте налоговой — и везде получается, что касса нужна с июля 2017-го. Несколько раз подступался к этому вопросу, но потом забрасывал — слишком сложно. Вот, например, если мы через «СДЭК» отправляем товар наложенным платежом — кто и когда должен чек отдавать? Я не знаю. Говорят, что пока таких мелких никто трогать не будет, поэтому и отодвигаю тему с кассой.

Что нужно, чтобы работать по правилам. Если придет налоговая по поводу кассы, придется покупать. Ну либо закрываться — непонятно, стоит ли оно того с такими доходами.

Я жду от государства снижения всех этих страховых, пенсионных отчислений. И надо упростить вывод денег со счета. Сейчас это можно сделать только под видом выплаты дивидендов и платить немаленький налог.

Юля
Домашний кондитер,
Санкт-Петербург

Чем занимаюсь. Я работаю в бюджетном учреждении. На работе было скучно, я отучилась на мастер-классе для кондитеров и в марте 2015-го стала делать десерты на дому. Так совпало, что тогда начался бум домашних кондитеров. Не знаю, возможно, это было связано с экономическим кризисом.

Сначала я тратила слишком много времени на торты, ложилась в три ночи, спала по четыре часа. Когда люди узнавали, что совмещаю с пятидневкой, думали, я сумасшедшая. Тяжелее всего было за две недели до Нового года, я не чувствовала себя человеком. Приходилось делать перерывы по месяцу. И все равно мне нравится этим заниматься: я вижу результат, читаю отзывы, получаю благодарности. На основной работе такого нет.

Точную себестоимость и прибыль я не знаю. Продукты — это минимум 50% в стоимости: все ингредиенты натуральные, никакого опта, покупаю по чуть-чуть. Плюс расходы на электричество, оборудование, красивые коробки, ленты и визитки, обучение. Надо минимум 3–4 мастер-класса в год, чтобы не отстать.

Отработанные технологии тоже надо покупать: недавно я купила технологию производства зефира за 1500 рублей, потому что замучилась экспериментировать — ничего не получалось. Хорошо, что друзья подарили дорогую кухонную машину Kenwood, а то тоже можно было в расходы занести. Кто сильно заморачивается — покупает профессиональные духовки, венчики и многое-многое другое. Если в декабре из-за Нового года я получала 150 000 рублей, то чистыми получалось где-то 60 000.

Сейчас я трачу меньше времени на десерты. Лучше возьму один свадебный торт в неделю и сделаю всё от и до, сама привезу на такси. Курьеру такое не доверишь. Средняя цена за килограмм торта — 1800 рублей, стандартный торт весит 2 килограмма, а свадебный — минимум 5 килограммов.

Отношения с государством. Вообще никакого общения с госорганами не было.

Что должна государству и что нарушаю. Формально я должна зарегистрировать ИП и платить налоги. Сколько именно платить, не знаю — никогда не разбирала эту тему. Конечно, я читала про кондитера, которую налоговая поймала и заставила заплатить налоги за два года, но я не понимаю, почему государство нас трогает. Я работаю дома, ничего не арендую, у меня нет работников — я же плачу за свою квартиру, в которой работаю, за электроэнергию. Что еще нужно?

Вот если бы я открыла студию, тогда другое дело, там совсем другие обороты. Лично знаю семерых девушек, которые были домашними кондитерами, потом открыли кондитерские студии, проводят там мастер-классы. Они зарегистрировали ИП, делают все по договорам, платят налоги.

Что нужно, чтобы я работала по правилам. Я плачу налоги на основном месте работы, мои знакомые тоже платят, но я не вижу, куда они идут. Я в государственную поликлинику не хожу, потому что там ужас. Дороги тоже не идеальные, мягко говоря. За детские сады, кружки, секции надо платить.

Кто в основном работает дома? Думаю, что 60% — женщины в декрете. Потому что государство платит за ребенка 50 рублей в месяц после полутора лет. Зарплаты тоже низкие. Вот и идут в домашние кондитеры, флористы, делают маникюр. Это же не от хорошей жизни.

Никакой поддержки малому бизнесу на самом деле нет. Нет нормальных бесплатных курсов для начинающих предпринимателей. Хотелось бы, чтобы государство помогало с арендой — давало за аренду налоговый вычет, например. Когда это будет, когда будет бесплатная медицина, детский спорт, образование — тогда все станут платить налоги.



Будет интересно увидеть мнение других предпринимателей в комментариях (лучше, наверное, анонимно).

Другие материалы по теме